
Как будут регулироваться ценники на прилавках Гродненской области.
Александр Лукашенко анонсировал совещание с правительством, посвященное вопросам справедливого ценообразования.
По его словам, основная задача – в создании такой системы, при которой удастся избежать скачков стоимости товаров повседневного спроса. «Не должно быть, как раньше, когда человек только получил зарплату, а цены уже выросли», – отметил Президент.
Как теперь будут регулироваться ценники на прилавках в Гродненской области, рассказала начальник управления торговли и услуг Гродненского облисполкома Ольга Карачун: «Справедливая цена – сложная экономическая категория. Для покупателя это сопоставление цены и качества, а для производителя — покрытие затрат и получение прибыли, необходимой для воспроизводства, для обновления материально-технической базы, для совершенствования технологического процесса».
Она объяснила, что справедливый подход к ценообразованию заключается именно в комбинировании этих критериев.
Особое внимание в формировании цен обычно уделяется сезонным продуктам. В период сбора урожая высокая конкуренция среди производителей обеспечивает дешевую и доступную продукцию. В межсезонье стоимость на нее возрастает из-за расходов на хранение и обеспечение качества. Чтобы не было резкого колебания цен, внедрены новые подходы в государственном ценовом регулировании на картофель, овощи, яблоки и огурцы, то есть установлены предельно максимальные отпускные и розничные цен.
Доступные цены всегда устраивают покупателей, но далеко не всегда радуют продавцов. Мнение последних тоже обязательно надо учитывать.
В прошлом году поступило 116 заявлений о согласовании повышения отпускных цен. Большинство запросов было удовлетворено.
Что касается импортных товаров, которые не производятся в Беларуси (рис, чай и кофе), то их стоимость зависит от сложившихся цен на мировом рынке, которые, в свою очередь, связаны с урожайностью. Например, в 2024 году средняя розничная цена риса увеличилась с 4,49 до 5,32 рубля за килограмм.
Для региона характерна общереспубликанская тенденция по вопросам ценовой ситуации. В течение года в Гродненской области скидки на продовольственные товары в розничных сетях в среднем варьировались на уровне 5 – 15 процентов, в отдельных случаях достигали 25 процентов, а акционный ассортимент постоянно обновлялся. Инициаторами выступали как организации торговли, так и предприятия – производители. Это позволило сделать потребительские товары более доступными для населения.
В Гродненской области ведется постоянный мониторинг ценообразования, как в рамках контрольных мероприятий, так и в рамках аналитической работы. Главная цель – сделать все, чтобы сохранить доступность товаров.
«Оценка ценовой ситуации на потребительском рынке Гродненской области – работа повседневная. И она проводится не только по одному узкому направлению, но и охватывает ассортиментную представленность, соблюдение законодательства торговли по большому спектру вопросов, от наличия книги замечаний и предложений до сроков годности, наличия достоверной информации на ценниках», – объяснила Ольга Карачун.
За прошлый год в управление поступило 68 обращений от населения, из которых лишь одно касалось вопросов ценообразования в соотношении цены и качества. Статистика хорошая. И она возможна такая, только если регулярно общаться с покупателями и отвечать на их пожелания.
«Мы стремимся к прозрачности в ценообразовании и вовлечению граждан в этот процесс. Лучший помощник в этой работе – сами покупатели, которые обращают внимание на стоимость товаров и сигнализируют о проблемах, – заключила Ольга Карачун. – Ежемесячно управление участвует в мероприятии, открытая приемная для бизнеса, выезжает во все районы. Там жители и субъекты хозяйствования могут задать вопросы по формированию цен, применению скидок и другим аспектам торговли».