Осенью 2007 года на древнюю новогрудскую землю ступил с далёкого прошлого преподобный Елисей Лавришевский. Духовно-просветительская деятельность преподобного является истинным примером служения Богу и православным ценностям, вдохновляет на благородные дела во имя добра и мира. Елисей был основателем Лавришевского мужского монастыря, который являлся опорой в православной христианизации Литвы и был возведён в далёком XII столетии. Под его началом было написано знаменитое Лавришевское Евангелие, создана библиотека.
Известно каждому новогрудчанину, что на протяжении нескольких столетий наш город был не только важным государственно-политическим, но и религиозно-культурным центром. Духовные традиции Новогрудчины продолжаются и сегодня. Судите сами, 15 лет назад была восстановлена Новогрудская православная кафедра. Ведётся старательная работа по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения, восстанавливаются и возводятся новые храмы. И, скорее всего, опираясь на многовековые традиции, опыт старших поколений и энергию молодых, в обстановке мира и согласия будут достигнуты новые успехи в процветании родного края. Возведение памятника памяти преподобному является образцом свершения этих стремлений.
Гости города, да и сами новогрудчане, нередко задают один и тот же вопрос: «Кем был Елисей Лавришевский?». Предлагаем вашему вниманию несколько версий ответа на этот вопрос.
Согласно церковному преданию преподобный был сыном литовского князя Тройната. На левом берегу реки Нёман у подножья высоченной горы Елисей основал монастырь. Со временем обитель, собрав большое количество братии, стал лаврой, в которой преподобный Елисей был первым настоятелем.
В ночь на 23 октября 1250 года преподобный был убит бесноватым юношей. Сам же убийца впоследствии исцелился от беснования благодаря случайному прикосновению к мощам святого. Елисей был канонизирован митрополитом Иосифом Солтаном на соборе в городе Вильно в 1514 г.
История гласит: около 1505 года татары, разорившие Новогрудок, приблизились к монастырю. И тут произошло чудо: чужеземцам показалось, что монастырский двор заполнен отборной конницей, предводителем которой был… монах, и они в страхе покинули святое место.
В середине XVст. монастырь был разорён. Перед этой чудовищной трагедией имущество и мощи святого были сокрыты в землю. Поэтому до сего дня мощи святого не найдены, несмотря на многократные попытки их обретения.
Со временем Нёман изменил своё русло, и святыня оказалась на правом берегу реки, в окружении непроходимых болот…
Казалось бы, всё просто и понятно, но… Существует ещё одна версия, которой придерживаются некоторые историки, изложившие ее в школьных учебниках по истории Беларуси.
На обложку памятника белорусской письменности — Лавришевского евангелия — нанесено выбитое из серебра изображение воина с дидой и щитом. По традиции считается, что это образ Войшелка, сына Миндовга, великого князя литовского и новогрудского. И это достаточно символично: князь, государственный деятель, воин, а вместе с тем монах, паломник, основатель монастыря в Лавришево. Вот две разные стороны жизни одного человека.
Впервые Войшелк появился в Новогрудке вместе со своим отцом, Миндовгом. Здесь молодой человек почувствовал воздействие новой культуры, необычайного образа жизни, проникнулся так называемой городской изнанкой и… посвятил свою жизнь служению «новой» родине. В Новогрудке Войшелк принял христианство.
Ипатьевская летопись, приводя в пример этого деятеля, доказывает силу его духовной стороны: «Войшелк — язычник-дикарь, ежедневно убивает по три-четыре человека, потому как лишь тогда этот человек способен ощутить настоящее умиротворение… Однажды страх вошёл в его сердце, и… задумался человек, и захотел посвятить своё существование Богу».
Когда узнаёшь подробности из жизни этого властного воина, невольно возникает вопрос: «Судьба Войшелка миф, легенда или же правда, продиктованная непредсказуемой судьбой?». Скорее всего, это История. Непонятная, запутанная, таинственная и не до конца изученная…
Однако, давайте сделаем определенные выводы из нашего, так называемого, исторического исследования.
Кто-то считает Елисея Лавришевского успешным государственным деятелем и самоотверженным политиком времен Великого княжества Литовского, а кто-то — монахом из древнейшего предания о Новогрудке: «…Каждый раз, перед трагическими событиями, которые обрушивались на наш город, на Замковой горе можно было наблюдать бродящего монаха с тростью в руках. Старик был высоким, с длинной белой бородой…»
Может этот посох в руках Елисея и является своеобразным заповетом, который несёт святой через века будущим поколениям: «Всегда, во что бы то ни стало, в любую минуту, стать на защиту своей Родины, пройдя через смерть и самопожертвование».
Но кто бы ни был этот человек, стоящий на новогрудской земле, ясно одно: он благословляет горожан и гостей города на добрые дела и самоотверженные поступки…
Татьяна Бирук
Похожие новости:
- В Минске прошло закрытие книжной выставки
- Лукашенко назвал причины «развала» Украины
- Программа празднования 600-летия Грюнвальдской битвы и V фестиваля «Новогрудский замок–2010»
- Годовой план по строительству будет выполнен
- Подписан указ о продлении упрощенного порядка приемки в эксплуатацию объектов строительства